Справка «Заполярного архива…»: «В начале января 2005 года в городе Игарки была введена в эксплуатацию первая базовая станция оператора мобильной связи «Bee Line»
Покрытие
На то время не вполне было ясно, к какому региону будет принадлежать тарифные планы, реализуемые на территории Игарки. Информации, как обычно у нас водиться, по этой теме была мизерная. Включили сотовою связь, определили место реализации Sim-карт и стали принимать первых желающих подключить свои телефоны. Желающих оказалось больше чем закупленных для пробы «симок». 200 штук были распроданы за один день, срочно заказали ещё партию. В бедной, в материальном отношении, Игарки случилась «мобильная революция», с сотовыми телефонами как с оружием, извлеченным из-под полов, народ принялся атаковать центр подключений в здании мерзлотной станции. На сегодняшний день не иметь мобильный телефон в Игарке, как впрочем, и везде, стало признаком дурного тона или признаком очень плохого материального положения, поэтому телефоны есть у всех или почти у всех. В связи с разработками Ванкорского нефтяного месторождения, в этом районе, увидели выгоду, а по другим источникам принудили увидеть, и другие операторы сотовой связи, в скором времени развернувшие свои приемо-передающее станции. Теперь, на маленькую по численности населения Игарку, приходится четыре оператора, таких как уже упомянутый «Bee Line», «МегаФон», «Енисей телеком» и «Мобильные телесистемы».
Ситуация в посёлке Снежногорск, в области оснащения сотовой связью, разительно отличается от Игарской. Историческое событие - первый пуск и покрытие территории посёлка сотовой связью оператора «МегаФон», случилось в пятницу 29 февраля 2008 года после полудня. Вопреки ожиданиям на посёлок «подали» МегаФон. Ранее, вопрос этот, опять же не освещался должным образом, порождая многие слухи, хотя по наблюдениям - слухи, в числовом выражении, в 95 случаях из ста оказываются правдой.
Что говорили люди?
По началу, средства массовой информации, в начале зимы 2006 года выдали новость, озвученную представителями компании «Норильск-Телеком», в частности, вот что писал портал «Мобильный форум» в разделе «Новости» от 13.12.2006:
Планы. Аутсорсинг: "Норильск-Телеком” займется аутсорсингом телекоммуникационных проектов для "Норильского никеля”
"Норильск-Телеком” будет приносить реальную пользу своему учредителю, принимая на аутсорсинг телекоммуникационные проекты в процессе реструктуризации ГМК.
Первый коммерческий проект, к реализации которого приступил "Норильск-Телеком”, – это обеспечение связью ОАО «Норильско-Таймырская энергетическая компания» (НТЭК). В рамках проекта будет создана географически распределенная сеть для организации связи (передача данных и телефония) между подразделениями НТЭК и организовано предоставление комплекса услуг сторонним организациям и населению Снежногорска, Светлогорска и Игарки.
Цель проекта – увеличить доходы компании за счет предоставления широкого спектра телекоммуникационных услуг, завоевать в Красноярском крае лидирующие позиции на рынке услуг аренды спутниковых каналов. И, наконец, – оптимизировать затраты на организацию каналов за счет масштабного использования спутникового ресурса. Таким образом, благодаря этому проекту обеспечивается решение текущих коммерческих и корпоративных задач ООО «Норильск-Телеком». Финансирование проекта будет осуществляться из собственных средств Норильск-Телеком. Запуск в эксплуатацию модернизированной системы спутникового сегмента планируется закончить в сентябре 2007 года.
Проект по оценкам компании обещает быть успешным и эффективным для всех его участников и по прогнозам окупит себя к 2010 году.
Место нахождения статьи - http://www.mforum.ru/news/article/038232.htm
Справка «Заполярного архива…»:
«Аутсорсинг (от англ. out – вне, source – источник) - это осуществление за счет внешних источников одной из необходимых функций компании. В сфере информационных технологий аутсорсинг означает осуществление функций по поддержке информационной системы организации внешней компанией.
Цель внедрения аутсорсинга – снижение уровня Ваших затрат на поддержку компьютерного оборудования, программного обеспечения, оргтехники и получение сервиса гарантированного качества».
Осенью 2007 года персонал участка СДТУ (служба диспетчерского-технологического управления) входящий в состав УХ ГЭС, был передан под юрисдикцию ООО «Норильск-Телеком». Тогда уже стали будоражить посёлок слухи о переоборудовании старых аналоговых АТС и замене их на цифровые телефонные станции как в Снежногорске, так и в Светлогорске. И в тот период высказывалось предположение, которое в последствии получило полное подтверждение – в посёлках Снежногорск и Светлогорск телефонные номера будут шестизначными и привязаны к Норильским городским АТС. А это значит, что междугородний код Снежногорска и Светлогорска, будет соответствовать междугороднему коду города Норильска, и с любого аппарата в этих посёлках можно будет связываться с любыми телефонными номерами всего НПР без каких либо ограничений.
Наряду с этим, полным ходом шла установка базовых станций, которые должны были обеспечить сотовой связью Снежногорск. В период навигации 2007 года в посёлок были доставлены контейнеры с логотипами компаний «МегаФон» и «Bee Line», в последствии сообщили, что компания «МегаФон» предоставит услуги корпоративной связи для руководящих работников Усть-Хантайской ГЭС, а компания «Bee Line» предоставит свои услуги остальным жителям посёлка.
Осень 2007 года была многообещающей, люди возвращались из отпусков и с надеждой смотрели на экранчики своих мобильных телефонов, но… Кто-то возвращался с полной уверенностью, что в посёлке сотовая связь работает, и все родственники и близкие оставшиеся на «большой земле» будут чуточку ближе, и опять - но…
Затянулся монтаж соты, приезжавшие специалисты, отбывали из посёлка вертолётами, по-прежнему держа население в информационном вакууме по этому вопросу. Близились новогодние праздники, и вот случилась незадача, оборудование внезапно вышло из строя, так и не заработав, просто погорело. Как это случилось неизвестно. Становилось ясно, что к Новому, 2008 году связи сотовой в посёлке не будет. А люди ждали, некто даже сообщил, что получил смс-сообщение, когда находился в районе правобережной плотины и там, якобы по наблюдениям, периодически появляется «сотовая антенна» на экране телефона. Это уже начинало граничить с мистикой. Стали искать объяснения, а что если с Игарки заносит к нам отражённые от облаков радиоволны?
Теперь уже представители компании ООО «Норильск-Телеком» в Снежногорске, в лице бывших работников участка СДТУ, до новогодних праздников провели мероприятие по переоформлению договоров на предоставления услуг связи, где в каждом договоре в графе «номер телефона» ставили карандашом существующие номера в четырехзначном выражении. Объясняя это тем, что в скором времени в посёлке, номера телефонов изменятся на шестизначные.
Болезненный переход
Двадцать второго февраля на общестанционной планёрке сообщили, что в этот день, в 18:00 осуществиться переход с аналоговой телефонной станции на цифровую, в течение некоторого времени могут быть перебои со связью, но в целом всё должно пройти нормально. Экстренные службы по-прежнему остаются на своих номерах. Изменяться номера квартирных и производственных телефонов, из четырёхзначного номера уберется первая двойка, а к трём остальным цифрам добавится «359».
Конечно же, ничего сказанного выше в назначенный вечер не произошло, всё случилось позднее, спустя двое суток – 25 февраля. Вот тогда стали раздаваться телефонные звонки в квартирах жителей с уведомлением об изменении номера. Это событие было принято с восторгом, все тут же начали перезваниваться, пробовать качество новой связи. И постепенно стали выяснять, что по карточки СТК звонок из посёлка в другой город невозможен, прямой норильский номер, указанный на карточке 48-22-22 действительно отзывался при дозвоне женским голосом, запрашивающим пин-код карточки, но вот только после ввода такового в трубке стояла тишина, спустя 30 секунд и она обрывалась короткими гудками «занято».
«Восьмёрка» молчала и молчит по сию пору, представители ООО «Норильск-Телеком» объясняют это тем, что не заключены по всем поселковым номерам договора и более того, все договора находятся в посёлке, но будут переданы ближайшим вертолётом. Условия диктует Норильск, и как только разрешится бумажный вопрос, Норильск сразу же подключит «восьмёрку».
Справка «Заполярного архива…»:
«Договора жителей посёлка на предоставления услуг связи были отправлены в Норильск 5 марта 2008 года».
Ощущения того, что мы в Норильске не покидает по сию пору, остаётся убрать только расстояние, отделяющее Снежногорск от районного центра. С вводом в эксплуатацию новой телефонной станции значительно расширился спектр предоставляемых услуг, одна из них - доступ в Интернет через номера телефонов норильских провайдеров. И здесь опять беда, возможно, в процессе работы станции всё отладят, но на сегодняшний день модемы поселковых компьютеров не могут соединиться с модемами провайдеров Норильска. Проходит набор номера, идёт характерное попискивание, но затем переходит в беспрерывный свист, и на этом всё…
Около недели происходила отладка основной услуги телефонной станции - голосовой. Часть номеров не совпадала, справочник как квартирных, так и производственных телефонов появился в электронном виде и перерабатывался около трёх раз.
В ходе пользования, выяснилось:
1. Для того чтобы позвонить с производственных телефонов на номера телефонов в поселок, необходимо перед набором номера вводить «девятку».
2. На номера производственных телефонов нет возможности позвонить с другого города.
3. Внутри производственной АТС нет необходимости набирать шестизначный номер, достаточно набрать последние четыре цифры.
Какая она – связь сотовая?
Миновал январь, за ним потянулся последний зимний месяц. Околосотовые разговоры не прекращались, каждый, кто хоть что-либо узнал по этой теме, спешил поделиться с другими, иногда, таким образом, факты искажались и перерастали в слухи, но как написано выше - правдивость преобладала.
И вдруг, в конце февраля прилетел сотовых дел мастер, поселился в поселковой гостинице и на расспросы о цели приезда твёрдо пообещал, сотовая в посёлке будет! Обещание он сдержал. Заменил сгоревшее оборудование, настроил и первым оператором связи в посёлке стал «Мегафон». Затем, 6 марта после полудня, посёлок был обеспечен покрытием сети оператора сотовой связи «Bee Line».
Связь есть! Но нет sim-карт. ООО «Снежный», действующее на территории Снежногорск, заключило договор на реализацию sim-карт и оборудовало место продаж в общественном центре, в помещении магазина. Как и в Игарке, для пробных продаж, было закуплено около 200 sim-карт «МегаФон». Карты эти разошлись моментально, те, кому не досталось, быстро организовали на листке список на очерёдность покупки карт при следующем их завозе. Листки каждый день обновлялись, и в них набиралось до 40 человек ежедневно, листок лежал на столике и каждый мог подойти и вписать себя в перечень.
Счастливые обладатели sim-карт принялись тестировать новые услуги и сравнивать стоимость звонков по карточкам СТК или через «восьмёрку». Многие нашли преимущество, но несомненным преимуществом сотового телефона является, конечно же – мобильность.
И пользователи Интернет увидели в этом новшестве для себя хорошие перспективы, о проблемах, которые стояли в посёлке, много говорилось, и решение было видно лишь в разбавлении монопольного влияния поставщика услуг Интернет УХ ГЭС кем-нибудь ещё. От этого ожидается понижение цен и возможно улучшения качества услуг, потому как провайдеры Норильска, в частности развернувший скоростной доступ к ресурсам компьютерных сетей «Норком» - владельцем которого является всё тот же «Норильск-Телеком», активно работающий на территории НПР в области предоставления услуг передачи данных, предлагает весьма интересные решения. Этот оператор, осуществляет доступ в Интернет по скоростным линиям с использованием ADSL-технологии, наряду с этим посредством коммутируемого телефонного соединения предоставляет передачу данных по протоколу PPP на скорости до 56 кбит/с.
На сегодняшний день все эти услуги для Снежногорцев ни более чем пустой звук, станет ли для нас Норильск в этом плане ближе, покажет время и технические возможности новой цифровой АТС. А пока, монопольное влияние УХ ГЭС разбавлено новым способом доступа в глобальную компьютерную сеть – через мобильный телефон. И здесь пользователи имеют не плохую альтернативу.
Кого выбрать?
Итак, два сотовых оператора, кого выбрать? Всё зависит от качества связи. Оно выяснилось в процессе пользования. Тестирования Интернет-соединения начали с оператора «МегаФон». При соответствующих настройках, как в самом телефоне, так и в ПК (персональном компьютере) удалось установить интернет-соединение и загрузить в браузер страничку поисковой системы Яндекс. Около одной минуты, проходил «набор номера», затем секунд 20 «проверка имени и пароля», секунд 15 «регистрация компьютера в сети». В последующие несколько минут стартовая страница поисковой системы так и осталась «висеть» на мониторе. Переходы по ссылкам замирали. Скорость соединения упавшая до нуля подтверждала факт нестабильной и в нашем случае абсолютно бесполезной услуги доступа в Интернет этого сотового оператора. Итак, «МегаФон» в этом плане себя не проявил должным образом
Теперь оператор «Bee Line». Немного подкорректировав в ПК настройки от предыдущего соединения через «МегаФон», с самыми пессимистическими ожиданиями запустили подключение. Быстро прошёл «набор номер», за ним «проверка имени и пароля», далее «регистрация компьютера в сети». Ещё две минуты и мы уже свободно переходим от страницы к странице, связь устойчивая, серфинг такой же, как и при подключении к поселковым модемам. Теперь есть альтернатива! Стоимость услуг доступа можно выбирать, благо оператор предлагает тарифные планы специально для тех, цитируем: «кто любит общаться не только в реальной, но и в виртуальной жизни».
Теперь выбор - за нами!
Специально для «Заполярного архива…», Снежногорск 2008 год.