Суббота, 20.04.2024, 06:53
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Жизнь Заполярных Пунктов | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Городские дела [17]
Поиск
  • Книга "Удивительная Игарка" + ФОТО
  • Поддержите проект счёт на Яндекс-Деньги 41001314250017
  • Друзья сайта
  • Архив фотографий
  • ДГЭТ
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Архив Знаний
    Главная » Статьи » Про Игарку » Городские дела

    Очередной вгляд в будущее или "У Игарки есть шанс"?

    Потери и надежды заполярного города
    Игарка ждет Путина. Приезд со дня на день премьер-министра связывают с историческим для региона событием - пуском первой нефтяной скважины на Ванкорском месторождении. Ванкор - один из престижных инвестиционных проектов края, который наряду с Нижним Приангарьем призван вдохнуть новую жизнь в малообжитые и экономически неразвитые просторы Приенисейского Севера.
    С нефтью Ванкора связаны надежды Игарки, которой нынешним летом исполнилось 80 лет. Кстати, юбилейные торжества горожане также приурочили к добыче первой нефти.

    Золотая пора
    СадикКто знал этот город в период расцвета, помнит, как десятки морских судов-лесовозов заполняли глубоководную протоку Енисея, и еще несколько сухогрузов дожидались своей очереди на рейде. Морской порт за 700 километров от моря - на какой еще реке такое возможно?
    Десятилетиями с верховьев Енисея тянулись сюда плото-матки - огромнейшие плоты, связанные из бревен ангарской сосны. Лесопильно-перевалочный комбинат, построенный в тридцатые годы и работавший круглые сутки, наполнял трюмы гигантских кораблей высокосортной древесиной, миллионами кубометров уходившей на экспорт.
    Наибольшее развитие комбинат получил в последние годы. Территория ЛПК, распростертая между Старым и Новым городом - главными в ту пору составляющими «мегаполиса», - была сплошь уставлена аккуратными штабелями золотистого соснового бруса, отгрузка которого не прекращалась день и ночь Отправляя пиломатериалы за рубеж, страна ковала валюту.
    Рабочих рук в порту и на комбинате не хватало, поэтому каждое лето сюда на заработки устремлялись тысячи вербованных. Все каюты и палубы теплоходов, идущих на север, были заполнены людьми. В 60 -70-е годы билет без места от Красноярска до Игарки стоил четыре рубля. Безбилетникам речники доехать не давали: высаживали в малонаселенных станках по берегам Енисея. Для приезжих выстроили так называемый Северный городок, ставший полноценным микрорайоном со своей инфраструктурой и, как водится, своими нравами и неписаными законами. То и дело здесь на почве пьянства происходили разборки, от которых содрогался город. Но жизнь брала свое: вновь прибывшие обзаводились семьями, детьми, оседали. В семидесятых-восьмидесятых годах население Игарки достигало 20 - 25 тысяч человек. Жизнь, без преувеличения, кипела. В городе работали интерклуб для иностранных моряков, ресторан, гостиница, дом культуры, кинотеатр...

    Что сгорит, то не сгниет
    Сегодня ничего этого нет. За последние двадцать лет значительному естественному разрушению подверглась как старая, так и новая части города. Освобожденные от жильцов бараки пожарная служба начала целенаправленно сжигать. Расчет прост: бревна и доски проще превратить в пепел, чем растаскивать да складировать. Раны от пожарищ за два-три года затянутся травой и кустарником, и территория предстанет взору как новенькая.
    Впрочем, пожары в Игарке возникают не только планово, но и от рук хулиганов или сознательных «мстителей». Два года назад на глазах автора этих строк сгорел дотла последний очаг культуры - училище искусств с единственным на весь город зрительным залом. В прессе сообщалось, что поджигатели совершили несколько попыток, прежде чем довели дело до конца. Огонь для деревянного города, улицы которого отсыпались опилками, был настоящим бедствием на протяжении всей его истории. Несколько опусгошающихпожаров перенес ЛПК А уж жилые дома и соцобъекты пылали ясным пламенем ежегодно. Виктор Астафьев, воспитывавшийся в игарском интернате, позднее не случайно подметил в одной из книг: приехал в Игарку, и она, как обычно, горела.
    Наиболее удручающее впечатление сегодня оставляет территория ЛПК. Остатки древесины разбросаны на площади в сотни тысяч квадратных метров. Кое-где сохранились штабеля, почерневшие от солнца. Говорят, побывавшие на экскурсии иностранцы при виде пожарищ и истлевающих досок искренне удивились: «У вас что, война тут была?»
    О драматичных страницах истории этого города подробно рассказано в книге Ростислава Горчакова «Удивительная Игарка».

    Кто дожил - смотрит вперед
    Закат всего и всяЖизнь в Игарке сосредоточена сейчас в двух микрорайонах - двухэтажном деревянном и пятиэтажном кирпичном. Магазины, школа, почта, больница - все рядом. На автобусе ехать некуда, разве что на работу в мерзлотную станцию. Этот краеведческий комплекс, существующий с 1965 года, кажется единственной незыблемостью в истории Игарки. Несмотря на государственный статус, мерзлотка, как ее здесь называют, выживает во многом благодаря сборам от экскурсий и распространению видеоматериалов, рассказывающих об истории города и экспозициях музея, значительная часть которых посвящена местной флоре и фауне, а также 503-й стройке - Северной железной Дороге, которую при Сталине тянули в Игарку из Салехарда. Но, как известно, не дотянули и со смертью вождя забросили. Мерзлотная станция была и остается центром научной жизни Игарки. И, даст Бог, останется им впредь на многие годы.
    А вот знаменитого Игарского рыбозавода не стало. Кто пробовал его продукцию, вовек не забудет вкус копченого муксуна. Исчезли судоремонтная верфь и многочисленные геолого-разведочные экспедиции. Из наиболее значимых для жизнедеятельности города предприятий дожили до наших дней лишь аэропорт и животноводческий совхоз, расположенные на острове. Хозяйство, конечно же, давно стало ООО (примечание ЗАСИЗ: общество с ограниченной ответственностью) и продолжает снабжать местных жителей молоком. Нынешний директор слывет трудягой и романтиком-испытателем: наряду с традиционным молочным стадом завел нескольких страусов. Надеется, что птицы приживутся в суровых климатических условиях и положат начало страусиной ферме.

    Компактно и конкретно
    Сегодняшние реалии Игарки далеки от былого расцвета. Но, претерпев глубочайший упадок в экономике, испытав колоссальный отток населения, пройдя через территориальные и политические войны представительной и исполнительной власти, Игарка с непреодолимым оптимизмом держится за жизнь. И хотя жители порой называют свое поселение городом «доживающих и выживающих», надежду на положительные изменения лелеют.
    Побывав здесь в конце мая на встрече с вновь избранным горсоветом и руководством города и района, губернатор края Александр Хлопонин обсудил все наиболее значимые для Игарки проблемы. Задачи по их решению были внесены в протокол встречи. В числе неотложного - модернизация жилищного хозяйства, систем водоснабжения и теплообеспечения, благоустройство и развитие инфраструктуры города, переселение пенсионеров, реконструкция аэропорта. «Игарка надолго становится центром приложения усилий краевой власти в сфере крупномасштабных инвестиций», -отметил глава региона и поставил перед депутатами задачу до конца лета разработать комплексную программу ее социально-экономического развития. «Игарка должна стать современным, компактным городом, выполняющим конкретную миссию, прежде всего связанную с реализацией инвестиционных проектов крупнейшими российскими компаниями на севере Красноярского края», - подчеркнул губернатор.

    Выпускники обещают вернуться

    Каким будет завтрашний день игарчан - на этот вопрос в значительной степени может ответить августовский визит премьер-министра России Владимира Путина. А о том, чем сегодня живет Игарка, корреспонденту «НКК» рассказывает глава города Сергей АЗАРОВ.


    - Сергей Александрович, лесокомбинат был главным градообразующим предприятием Игарки. В 90-е годы его замораживали, консервировали. Есть ли надежда на возрождение?
    - Судьба ЛПК, думаю, решена окончательно. Комбината в Игарке не будет, потому что сегодня с экономической точки зрения он не выгоден. Не осталось производственной базы, цеха разобраны, территория не охраняется. Хотя я считаю, что подвели под банкротство и разрушили комбинат рано. Хорошо, что удалось сохранить морской порт. Еще в прошлом году к нам пять-шесть судов заходили, загружались остатками лесоматериалов. На сегодняшний день есть заинтересованные люди, компании и организации, которые поддерживают морской порт в том состоянии, в каком это возможно. Все равно когда-нибудь нам придется возрождать Северный морской путь и грузы снова пойдут через Игарку. Ведь председатель правительства Владимир Владимирович Путин недаром говорил о необходимости строительства ледоколов. Освоение Севера, Арктики обязательно продолжится.
    - Жизнь распорядилась так, что спасительным плотом для Игарки становится не перевалка леса, а добыча нефти. На что может в связи с этим рассчитывать город?
    - Разработка Ванкорского месторождения дает нам мощный толчок к развитию. Налаживание связей с руководством «Роснефти», «Ванкорнефти» позволяет говорить, что у города есть будущее. Нефтяники в этом году выделили на благоустройство и ремонт социально значимых объектов 100 миллионов рублей. Мы строим соматическое отделение центральной городской больницы, ремонтируем школу, общежитие лицея. Приступили к строительству парка Победы.
    - Раньше было педучилище, готовило учителей начальных классов для малокомплектных школ, в том числе в национальных поселках. А современный лицей в каком направлении работает?
    - Сейчас это профессиональное училище, готовит поваров, водителей, газоэлектросварщиков, механиков. Вводятся новые специальности, востребованные разработкой и эксплуатацией нефтяных месторождений. Укрепляем материальную базу училища: завезли бурильную установку, которая будет служить учебным полигоном. Профориентацию начинаем со школы. Открываем класс, профессионально ориентированный на нефтегазовую отрасль. Отрадно, что многие выпускники школы, выезжающие на учебу в вузы, настроены вернуться в Игарку. И еще примета времени: за последние два года в городе повысилась рождаемость.
    - И каково население?
    - Семь тысяч человек. Из них около двух тысяч - пенсионного возраста. Работоспособных две с половиной - три тысячи человек.
    - А с занятостью проблемы есть?
    - Кто хотел работать, устроился на Ванкоре. На учете в службе занятости остались в основном те, у кого профессии не востребованы. Это 9-11 процентов трудоспособного населения. Мы активно участвуем в программах края по занятости, включая привлечение граждан к общественным работам. Так что социальной напряженности в Игарке нет.
    - Известно, что краевая программа «Север на юг» прекратила свое действие. Каким образом сейчас осуществляется переселение пенсионеров на материк?
    - Действует федеральная программа, позволяющая отправлять 15-30 человек в год. Но в целом проблема не решается. Затраты на выполнение социальных обязательств перед пенсионерами велики. Да им и самим все тяжелее жить в условиях Севера, даже на повышенные пенсии. Продукты питания здесь очень дорогие. Поэтому губернатор края дал задание сформировать новую краевую программу активного переселения.
    - В связи с оттоком населения квартирный вопрос уже не стоит?
    - У нас в очереди на улучшение жилищных условий более двухсот человек. Поэтому будем строить шестиэтажный дом на 24 квартиры с торговым центром на первых двух этажах.
    - Александр Хлопонин на встрече с активом города уделил особое внимание развитию аэропорта. Как движутся дела по его реконструкции?
    - В этом году готовились произвести капитальный ремонт взлетной полосы, однако процедура конкурсов по законодательству не позволила это сделать. Поэтому решили отремонтировать только часть полосы, которая экстренно необходима. Ее длина - 35 метров. Ремонт оставшейся части перенесли на следующий год, чтобы выполнить его с учетом всех современных требований, в том числе по светосигнальному оборудованию. Обновленный аэропорт станет гордостью не только Игарки, но и края.
    - Сергей Александрович, территория города выглядит уж больно запущенной. Сумеете ли исправить положение?
    - Наведем порядок. Все настроены на то, чтобы решить социальные вопросы и сделать город красивым. Думаю, года через три Игарка преобразится настолько, что вы ее не узнаете.

    Подготовил Василий БРЕЖНЕВ. Оригинальное название статьи "У Игарки есть шанс"
    Фото allesvet@rambler.ru

    Газета "Наш край" №59 от 21 августа 2009 года. (Электронная обработка allesvet@rambler.ru)

    Категория: Городские дела | Добавил: apriori (10.09.2009)
    Просмотров: 4626 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Бесплатный конструктор сайтов - uCozCopyright allesveta@gmail.com © 2024